Постников Ф.А.

Строитель и воздухоплаватель

В 2022 году отмечают 150 летие со дня рождения Постникова Фёдора Алексеевича (1872 ‒ 1952) - подполковника, талантливого инженера, эсперантиста. Работал на строительстве порта Владивосток, был командиром Первого военно-морского воздухоплавательного отряда, проектировал аэростаты.

Фёдор Алексеевич Постников родился 29 февраля 1872 г. в Ковно, Литовская Республика в семье офицера. Семнадцатилетний Федор Постников с отличием окончил в Пскове Кадетский корпус и сразу же поступил в Первое Павловское Императорское училище. Пройдя за годы учебы от юнкера до унтер-офицера, он с отличием окончил Училище в мае 1891 года и, получив право выбора места службы, уехал в Уссурийское казачье войско в звании прапорщика.

Это давало ему возможность совершить путешествие по широким пространствам Сибири до Тихоокеанского побережья еще до окончания строительства Транссибирской магистрали. Тогда ему было 19 лет. Федор Постников начал служить в Уссурийском казачьем войске в 1892 году недалеко от Камень-Рыболова. Вскоре его назначили командиром разведывательного отряда казачьего войска.

8 июня 1893 г. Постникову было приказано прибыть в Крепость Владивосток для изучения взрывчатых веществ и разрушительного действий от их применения. Занимаясь новым делом, он в течение года готовился к сдаче экзаменов для поступления в Императорскую военно-инженерную академию. В августе 1894г. он прибыл в Санкт-Петербург с группой из 132 офицеров со всей России, успешно сдав экзамены, он был зачислен в Академию в числе 16 лучших офицеров. В октябре 1897 года Федор Постников с отличием окончил воздухоплавательную школу, а через 2 года, в июне 1899 года – также успешно - с отличием - военно-инженерную академию.

Вскоре он был повышен в звании до штабс-капитана и, имея квалификацию преподавателя по основам фортификационных сооружений, переведен на службу в корпус военных инженеров и чуть позже в должности младшего инженера-строителя был направлен в порт Владивосток. И вновь ему предстояло пересечь Сибирь в трудных условиях, так как строительство Транссибирской магистрали, начатое в 1891 году, еще не было закончено.

Во Владивосток вслед за главой семейства отправилась семья: его жена - Мария Николаевна, сын Лев и теща. В марте 1900 г. он вступил в Общество изучения Амурского края и сразу же предложил собрать для научного обобщения более точные данные относительно движения облаков, силы и направления ветра и просил содействия Общества к установлению метеорологической станции на скалистой вершине выше своего дома.

Капитан-поручик Постников, являясь членом Императорского русского технического общества, включился в работу по многим направлениям. Это строительство комплекса зданий Военно-морского госпиталя и система обеспечения города пресной водой с водохранилищем емкостью 45 тыс. тонн. Строительство огромного холодильника с одиннадцатью охлаждающими камерами, проведение укрепительных мероприятий на гранитном карьере для добычи камня, необходимого в строительстве гаванских сооружений, возведение цехов и средств обслуживания для строительства и ремонта маломерных судов; строительство котельных, выбор участков для установления маяков и строительство самих маяков.

За успешное проведение этих работ Постников в феврале 1900 г. назначается старшим инженером порта Владивосток, в 1901 г. ему присваивается звание капитана-инженера, а в 1902 г. он назначается инженером-консультантом инспекции всех строительных работ порта Владивосток. В том же году капитан-инженер Постников получает медаль за службу в российских императорских военных силах в Китае в 1900-1901г.

Во Владивостоке первый запуск воздушного шара состоялся 25 мая 1904 года, на следующий день аэростат был испытан в свободном полете. Капитан-инженера Ф. Постникова сразу же назначили командиром первого военно-морского воздухоплавательного отряда. С этого времени отряд под командованием Постникова занимался тренировками, экспериментами по производству водорода, поиском и обнаружением затонувших мин, а также вел наблюдения за акваторией моря вблизи Владивостока в дневное и ночное время и устанавливал телефонную связь между аэростатом и кораблем.

8 августа 1905 г. капитан Постников был официально переведен в Адмиралтейство. За хорошую службу в должности командира первого военно-морского воздухоплавательного отряда ему было присвоено звание подполковника. По высочайшему повелению он был награжден двумя боевыми орденами.

После прекращения военных действий Федор Постников полностью сосредоточился на научных исследованиях и работах по укреплению первого военно-морского воздухоплавательного отряда. Прибыв во Владивосток, Федор Постников построил дом на холме, в этом доме проходили занятия по эсперанто, которому Федор отдавал все свое свободное время. Вернувшись после учебы во Владивосток, он восстановил эсперанто-общество, созданное им еще в 1891 г. (первое в Азии), и возглавлял его как отделение Петербургского общества в течение пяти лет.

В конце 1905 г. Постников отказывается от военной службы. Продав все свое имущество, он отправляется в Америку. Находясь в эмиграции, Ф. Постников работал в различных ведомствах: проектировал и строил мосты, железнодорожные пути и станции, занимался строительством систем водоснабжения, проектированием судов, маяков, дамб, пирсов и зданий для Панамо-Тихоокеанской международной выставки, 28-этажного дома в Сан-Франциско. И конечно же, не забывал аэростаты. Он служил инструктором в школе армейских аэростатов в форте Омаха (штат Небраска), старшим офицером 2-го аэростатного эскадрона, инженером по проектированию дирижаблей и аэростатов. Умер он в возрасте 80 лет в американском городке Литл Рок (штат Арканзас).

Другие персоны