Некрасов Андрей Сергеевич

Андрей Некрасов и подлинная биография капитана Врунгеля

«Приключения капитана Врунгеля» — книга легендарная, но мало кто знает о том, что ее автор писатель Андрей Некрасов жил и работал во Владивостоке, а одним из прототипов капитана Врунгеля стал преподаватель Владивостокского морского техникума (ныне МГУ им. Невельского), где учился А.С. Некрасов.

Биография Андрея Некрасова настолько удивительна, что, по сути, капитана Врунгеля он писал с себя, но в интервью прототипами своего героя называл разных людей, порой вымышленных. Тем не менее, есть среди них и реальные персонажи.

Андрей Сергеевич Некрасов родился 22 июня 1907 г. в Москве, в купеческой семье. Его отец, незадолго до революции 1917 г., продал доставшийся по наследству магазин, окончил медицинский факультет МГУ и стал врачом-гинекологом, тем не менее, купеческое происхождение Некрасову приходилось скрывать. Может быть, поэтому он с юных лет придумывал несусветные небылицы о себе, а может быть, у него была хорошо развита фантазия. В этом смысле, на сына могла повлиять мать Людмила Федоровна, которая в молодости писала стихи, дружила с символистами Бальмонтом, Андреем Белым, футуристами Маяковским и Кручёных и даже издала поэтический сборник «Смолки» (1915).

В детстве Андрей Некрасов переболел полиомиелитом и остался хромым на всю жизнь. По воспоминаниям современников, левая нога его не слушалась и как-будто жила отдельной жизнью — по этой причине московские мальчишки прозвали его Пляши-нога, чем Некрасов невероятно гордился.

В 1925 г., после окончания школы Андрей Некрасов, из-за своего происхождения, не смог поступить в вуз (приоритет в то время давался детям рабочих, крестьян и красноармейцам) и пошел работать на Московскую трамвайную станцию, где, по его словам, «сделал головокружительную карьеру: от чернорабочего дослужился до аварийного техника».

Рабочий стаж давал ему возможность поступить в университет, но в 1927 г. с ним приключилась дикая история, изменившая его жизнь. Однажды, на молодежной вечеринке, состоявшейся на квартире Веры Ореховой — в будущем известной художницы, зашла речь о границах свободы в СССР. Поводом для спора стала газетная заметка о том, что в фашистской Италии была арестована группа молодежи за ношение красных звезд. Андрей Некрасов заявил, что подобное в СССР невозможно и советский гражданин за ношение свастики осужден быть не может. На спор в мастерской ВХУТЕИНа, где училась Вера Орехова, были заказаны запонки со свастикой, которые Андрей Некрасов должен был носить. В марте 1927 г., не дождавшись запонок, Андрей Некрасов был арестован и доставлен во внутреннюю тюрьму на Лубянке. На единственном допросе ему было предъявлено обвинение в связи с организациями, имеющие целью свержение советской власти, а через несколько месяцев было объявлено о решении по этому делу — высылка на 3 года в Марийскую автономную область.

Некрасову повезло — времена были сравнительно спокойные, а приговоры мягкие — через полтора года после ареста ему сократили срок высылки и он вернулся в Москву. Еще в ссылке, чтобы не сойти с ума от скуки, он начал писать стихи и рассказы, а вернувшись в столицу, начал публиковаться в журналах «Вокруг света», «Смена», «Борьба миров», «Затейник» и др.

В журнале «Смена» его приняли на работу литературным секретарем и, казалось, его журналистская карьера складывается самым благоприятным образом, но в жизни Некрасова происходит новый поворот. В 1929 г. неусидчивый характер Андрея Сергеевича заставляет его отправится в дальние странствия. В автобиографии он писал:

«Остро ощущая недостаток жизненного материала... я поступил матросом на рыболовный траулер и проплавал в Баренцевом море до конца 1929 года… я работал старателем на золотом прииске Тахта [в Хабаровском крае], рабочим на нефтепромыслах Оха [Сахалин]… В июне 1930 г. поступил кочегаром на пароход «Бурят» и проплавал на нем несколько рейсов во внутренних водах. Позже на пароходе «Роза Люксембург» я совершил в качестве кочегара плавание Владивосток — Ленинград с заходами в Сайгон, Сингапур, Александрию, Гамбург».

В 1931 г. Некрасов ненадолго вернулся в Москву, где работал на радио секретарем отела политпросвещения, но скучная кабинетная работа была не для него и в том же 1931 г. он едет во Владивосток, где поступает на работу в Дальморзверпром — трест по добыче китов и морского зверя.

С 1931 по 1933 гг. А.С. Некрасов работал начальником сектора учёта Дальморзверпрома, но известно, что в 1932 г. он ходил в море на китобойной базе «Алеут» и одновременно учился на заочном отделении Владивостокского морского техникума.

В 1933 г. он окончил ВМТ и был назначен заместителем начальника морского управления треста Дальморзверпром. Впоследствии Андрей Некрасов писал, что прообразом капитана Врунгеля стал начальник морского управления Дальморзверпрома Андрей Вронский, заместителем которого он работал, но проблема заключается в том, что никаких документов о существовании этого человека и его работе в тресте не обнаружено.

Капитан Вронский, любитель рассказывать небылицы и байки, был выдуман Некрасовым для прикрытия его собственных похождений. Тем не менее, у капитана Врунгеля были и другие прототипы.

Так, в первом издании «Приключений капитана Врунгеля» повесть начиналась словами:

«навигацию у нас в мореходном техникуме преподавал Христофор Бонифатьевич Врунгель». В последующих изданиях «мореходный техникум» был заменен на «мореходное училище», но первоначальное, более точное указание дает возможность обратиться к реальным событиям. Дело в том, что в годы учебы Некрасова в ВМТ навигацию преподавал Александр Иванович Клюсс — легендарный капитан, бывший командир яхты «Адмирал Завойко».

Клюсс обучал многих будущих знаменитых капитанов, в том числе, среди его курсантов была первая в мире женщина — капитан дальнего плавания Анна Щетинина. Вот что она писала в своих воспоминаниях:

«Навигацию вел Александр Иванович Клюсс, вел интересно. Особенно мы увлекались прокладкой курса на картах. Александр Иванович был для нас не только преподавателем одной из основных дисциплин. Он был героем. Со своим экипажем он проявил мужество, стойкость, не допустил захвата белогвардейцами своего корабля «Адмирал Завойко» в Шанхае… и привел его во Владивосток. Кораблю было присвоено название «Красный вымпел».

Рассказы Клюсса не могли не запомниться Некрасову и если он начал повесть со слов о том, что Врунгель преподавал в морском техникуме навигацию, это не может быть простой случайностью. В 1934 г. Некрасов вернулся в Москву и снова начал обивать пороги журналов. Во взрослую литературу, возможно, из-за судимости, путь ему был закрыт, но его с удовольствием приняли в детском журнале «Пионер».

Сотрудник «Пионера», детский писатель Николай Богданов вспоминал, что Андрей Некрасов регулярно появлялся в редакции и начинал травить морские байки, сидя на подоконнике или прямо на редакционном столе — «травить стоя он не мог, мешала неуправляемая левая нога». Истории, которые рассказывал Некрасов, заинтересовали Бориса Житкова, постоянного автора и сотрудника «Пионера», который предложил ему писать рассказы для детей и стал его первым редактором.

В 1935 г. книга рассказов А.С. Некрасова «Морские сапоги» вышла в свет. Некоторые из них были опубликованы в «Пионере» под псевдонимом «Топс». В 1936 г. Некрасов, по совету Бориса Житкова принимается за новую книгу. Как вспоминал сам писатель, Житков предложил ему написать «небольшую повествушку о капитане, который рассказывает о своем кругосветном плавании и «к былям небылиц без счету прибавляет. В то время советы Житкова были для меня равноценны приказам. Я задумался над его предложением, и на другой день в моем рабочем дневнике появилась первая запись о будущей повести».

В середине 1936 г. повесть «Приключения капитана Врунгеля» была практически готова и главный редактор журнала «Пионер» Б.А. Ивантер включил ее в план публикации журнала на 1937 год. Для подготовки к публикации подключили замечательного художника Константина Ротова, который стал работать над иллюстрациями. В результате, «Приключения капитана Врунгеля» публиковались в течении всего 1937 года в виде, говоря современным языком, графического романа или комикса, где большую часть занимали иллюстрации с небольшими подписями под ними.

В 1939 г. «Приключения капитана Врунгеля» вышли отдельной книгой, где сохранились иллюстрации Ротова, но текст был значительно расширен. Следующей публикации книги пришлось ждать почти 20 лет по двум причинам: во время Второй мировой войны не было места легковесному юмору, а, кроме того, в 1940 г. художник Констатин Ротов был репрессирован за карикатуру, которая, якобы порочила советский строй.

В 1954 г. Ротов был освобожден и реабилитирован, а в 1958 г. книга была переиздана с его замечательными иллюстрациями. После этого она переиздавалась десятки раз и несколько раз была экранизирована. В начале Великой Отечественной войны Андрей Некрасов несколько раз пытался добровольцем вступить в ряды РККА, но был забракован по состоянию здоровья. Наконец, ему удалось скрыть свой физический недостаток, и весной 1942 г. он был отправлен на фронт в составе 884-го стрелкового полка под Сталинград. Там его, все-таки, по состоянию здоровья комиссовали и направили работать во фронтовую газету.

В 1943 г. он вступил в Союз писателей СССР, но в том же году был арестован. Причиной ареста стала история в стиле капитана Врунгеля: Некрасова отправили в Астрахань для набора сотрудников типографии, он собрал людей и, чтобы их накормить, подделал документы. Учитывая предыдущую судимость Некрасова, следователь Малахов предъявил ему обвинение в шпионаже, но разбирательство дела другим следователем — Любарским исключило обвинение в шпионаже и он был осужден по 169 статье Уголовного кодекса на 3 года лишения свободы. По неизвестной причине, срок был снижен и уже через год Андрея Некрасова освободили, а в 1946 г. судимость сняли.

После войны писатель вернулся к привычной работе, был членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан», выходившего в СССР с 1972 по 1987 гг. В эти годы он дал большое количество интервью, в которых рассказывал о себе и своей жизни массу историй, не имеющих никакого отношения к действительности. С одной стороны, он не мог рассказать всей правды, с другой — в нем жил капитан Врунгель, обладавший непреодолимой склонностью к фантазиям и преувеличениям. Именно поэтому к биографиям А.С. Некрасова, написанным на основе этих интервью, надо относиться с большой долей скептицизма.

В 1987 г. Андрей Некрасов скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


Источники фото:

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/8546745/EqbOKz2DMkaKJ4vJWX4WAA5975/ocr

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1751031/my6WWiwlUN3_cRvnbK4D3A6260/ocr

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/8314814/6RNnqjD4pV90d3hseyhYkA6322/ocr

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/8822643/Vk-afu1X-pYiwAWOTpmgnw6390/ocr

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/7675509/AWnxGDqmyA7khqwipwfRnw6519/ocr 

Другие персоны