Шефнер А.К.

Русский морской офицер, один из основателей и первостроителей Владивостока, первый председатель Владивостокского морского собрания, член Военно-морского суда, адмирал. В его честь назван мыс в заливе Находка. Дед писателя и поэта Вадима Сергеевича Шефнера

Алексей Карлович Шефнер родился 7 июня 1832 года в городе Санкт-Петербург. Он происходит из семьи дворян Санкт-Петербургской губернии.

Его отцом был Титулярный Советник Карл Иванович фон Шефнер, который приобрел право потомственного дворянства с женою и детьми в 1834 году. Мать - Елизавета Алексеевна, урожденная Акутина, вдова надворного советника. Братья и сестры - Елизавета-Каролина, жена адмирала Евгения Андреевича фон Беренса, Карл-Фридрих, Юлия, жена вице-адмирала Фомы Егоровича Кроуна. Состоял в браке с Екатериной Яковлевной, урожденной Давыдовой, в первом браке Нелединской. У них было 2 дочери и 4 сына.

Военную службу юный Алексей Шефнер начал 13 октября 1846 года юнкером Балтийского флота. На линейном корабле «Андрей», ставшем первой школой будущему адмиралу, в 1847-1848 годах юнкер Шефнер крейсировал в Немецком (ныне – Северное) и Балтийском морях.

3 апреля 1849 года его производят в мичманы. В 1849 и 1850 годах мичман Шефнер на фрегате «Паллада» осуществлял плавание от Кронштадта до острова Мадеры, потом в Кадикс и Лиссабон, и возвратился в Кронштадт. Об этом плавании Алексей Шефнер писал:

«На фрегате «Паллада», под командою капитана 2 ранга Ивкова из Кронштадта в Портсмут, из оного к о-ву Мадера, в Лиссабон, потом двоекратно к о-ву Мадера, оттуда с Его Высочеством Герцогом Лейхтенбергским к о-ву Портусанто, в Кадис и Лиссабон, из оного обратно в Россию, по пути заходили в Копенгаген; кампания продолжалась с 20 июня 1849 года по 16 июля 1850 года».

Позднее Шефнер служил на фрегате «Цесаревич» и шхуне «Метеор». В 1852-1853 годах на транспорте «Двина» с грузом для Петропавловского порта под командой капитан-лейтенанта Петра Бессарабского совершил переход из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский. 7 апреля 1854 года мичман Шефнер был произведён в лейтенанты. Принимал активное участие в защите Кронштадта от объединённого англо-французского флота. За проявленные при этом отличия 20 февраля 1856 года лейтенанту Шефнеру был присвоен чин капитан-лейтенанта.

Назначенный тогда же в Сибирскую военную флотилию капитан-лейтенант Шефнер в течение тринадцати лет поочерёдно командовал шхуной «Пурга» и транспортом «Манджур», на которых ходил по реке Амур и к берегам Японии. 20 июня 1860 года капитан-лейтенант Шефнер с транспорта «Манджур» высадил на северный берег бухты Золотой Рог воинскую команду 3-й роты 4-го Восточносибирского линейного батальона в составе прапорщика Николая Комарова, 2 унтер-офицеров и 28 солдат, став одним из основателей поста Владивосток.

1 января 1864 года капитан-лейтенант Шефнер был произведён в капитаны II ранга, 1 января 1868 года – в капитаны I ранга. На транспорте «Манджур» осуществлял плавание по морям Дальнего Востока между Владивостоком, Николаевском и Камчаткой, посещая порты Японии и Китая.

19 октября 1870 Шефнер вступил в командование Амурской эскадры, дислоцирующейся в Николаевске (ныне – Николаевск-на-Амуре). В 1872-1874 годах капитан I ранга Шефнер исполнял должность командира Владивостокского порта.

При перебазировании главного порта, кораблей, частей и учреждений Сибирской военной флотилии из Николаевска во Владивосток Алексей Карлович проявил наилучшие качества умелого руководителя и организатора. После назначения на должность и о том, что в первую очередь нужно прибывшему личному составу 5 июля 1872 года телеграммой в Николаевск капитан I ранга Шефнер докладывал:

«Прибыл во Владивосток 27 июня. Команда и 400 рекрутов прибыли благополучно и размещены. Необходим лазарет. Приступил к расчистке местности для постройки казарм».

Шефнеру пришлось строить новый город на берегу бухты Золотой Рог. Он определял границы первых микрорайонов Владивостока – его слободок. Основывая Владивосток как город, порт и крепость, много сил и энергии отдал строительству и обустройству служебных зданий, казарм, госпиталя, магазинов.

От Мальцевского до Гайдамакского оврага (между бывшими трамвайными остановками «Авангард» и «Гайдамак») Шефнер заложил военный городок для будущего Сибирского флотского экипажа. Им были построены первые небольшие корпуса морского госпиталя, первые казармы для Амурского экипажа и переоборудован под женское училище дом, приобретённый у купца Гуммеля.

Командиру порта довелось встречать и высочайших особ, и иностранных гостей. В 1872 и 1873 годах Владивосток посетил Великий князь Алексей Александрович. Летом 1873 года в порт Владивосток наведались французская и английская эскадры. Главным целями для Алексея Карловича были строительство и забота о развитии города.

Благодаря его настойчивости во Владивостоке были введены Городовое положение 1870 года и проведены выборы в первую городскую Думу. В 1876 году капитан I ранга Шефнер был переведён служить в 4-й флотский экипаж на Балтику. 16 апреля 1878 года его произвели в контр-адмиралы. С 21 февраля 1883 года он занимал должность командира Ревельского порта, а с 1 января 1886 года ещё и должность директора маяков и лоции Балтийского моря. В 1887-1890 годах – командир Петербургского порта, член Военно-морского суда, полный адмирал.

Скончался 11 февраля 1891 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Именем адмирала Шефнера названы мыс в заливе Находка и улица во Владивостоке.

Другие персоны