Щедрин Г.И.
Один из самых результативных советских подводников времён Великой Отечественной войны
Истории подводного флота России более ста лет: 19 марта 1906 года императором Николаем II был подписан указ о появлении нового вида военных кораблей - подводных лодок. Как реальная военная сила субмарины показали себя уже в Первую мировую войну. Служба подводников во все времена была рискованной: часто лодки строились по экспериментальным проектам.
Начиная с 1932 года шло активное формирование Морских Сил Дальнего Востока, и в числе первых соединений создавались бригады подводных лодок. Одна из таких лодок стала по-настоящему легендарной, благодаря мужеству и героизму экипажа под командованием Григория Ивановича Щедрина. Григорий Щедрин - один из самых результативных советских подводников времён Великой Отечественной войны, Герой советского Союза. Родился Щедрин в г. Туапсе Черноморской губернии Российской империи, в многодетной семье был старшим ребёнком. В 14 лет Григория приняли на шхуну юнгой. Позднее, окончив Херсонский морской техникум, работает штурманом на Черноморском флоте. С ноября 1934 года Щедрин начинает военно-морскую службу: после окончания обучения его направляют на Тихоокеанский флот. В ноябре 1940 года Г. И. Щедрин был назначен командиром субмарины «С-56».
По инициативе Щедрина в октябре 1942 года был организован перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный флот. В число этих лодок вошла и легендарная «С-56».
6 октября 1942 года подводная лодка С-56, под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина вышла по маршруту: Владивосток – Петропавловск-Камчатской – Датч-Харбор (США) – Сан-Франциско (США) – Коко-Соло (США) Панамский канал – Гуантанамо (США) – Галифакс (Канада) – Розайт (Шотландия) – Леруик (Шотландия) – Полярный. Переход длился более 5 месяцев - 153 дня, из них 67 дней экипаж провёл непосредственно в море. За это время были пройдены Тихий и Атлантический океаны. В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. Один из боевых походов лодки, а именно пятый, в феврале 1944 года, для С-56 стал самым экстремальным, экипаж чуть было не погиб. Семь кораблей противника преследовали лодку более суток, за это время на подлодку было сброшено более 300 глубинных бомб. Чтобы скрыться из виду, командиром было принято решение об отключении вентиляции: так лодку было невозможно обнаружить по шуму. Когда дышать стало тяжело, подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил. Известь поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут экипаж продержался ещё 6,5 часов. Противник посчитал, что С-56 уничтожена, и ушёл.
За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 10 кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще 4 кораблям. На подводную лодку было сброшено более 3 тысяч глубинных бомб. Всего за время Великой Отечественной войны гитлеровцы 17 раз торжественно объявляли об уничтожении советской подводной лодки С-56. Но каждый раз ошибались.
За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм 5 ноября 1944 года Григорий Иванович Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина. Подводная лодка С-56 23 февраля 1945 года получила звание гвардейской. С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей. Славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.
Г. И. Щедрин командовал подводной лодкой «С-56» до марта 1946 года, затем служил на Балтике. Умер Григорий Иванович в Москве 7 января 1995 года.
9 мая 1975 года легендарная С-56 установлена во Владивостоке на Корабельной набережной как корабль-музей.
Материал подготовили Коломейцев Святослав, Седых Анастасия
Другие персоны
Один из самых результативных советских подводников времён Великой Отечественной войны
Истории подводного флота России более ста лет: 19 марта 1906 года императором Николаем II был подписан указ о появлении нового вида военных кораблей - подводных лодок. Как реальная военная сила субмарины показали себя уже в Первую мировую войну. Служба подводников во все времена была рискованной: часто лодки строились по экспериментальным проектам.
Начиная с 1932 года шло активное формирование Морских Сил Дальнего Востока, и в числе первых соединений создавались бригады подводных лодок. Одна из таких лодок стала по-настоящему легендарной, благодаря мужеству и героизму экипажа под командованием Григория Ивановича Щедрина. Григорий Щедрин - один из самых результативных советских подводников времён Великой Отечественной войны, Герой советского Союза. Родился Щедрин в г. Туапсе Черноморской губернии Российской империи, в многодетной семье был старшим ребёнком. В 14 лет Григория приняли на шхуну юнгой. Позднее, окончив Херсонский морской техникум, работает штурманом на Черноморском флоте. С ноября 1934 года Щедрин начинает военно-морскую службу: после окончания обучения его направляют на Тихоокеанский флот. В ноябре 1940 года Г. И. Щедрин был назначен командиром субмарины «С-56».
По инициативе Щедрина в октябре 1942 года был организован перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный флот. В число этих лодок вошла и легендарная «С-56».
6 октября 1942 года подводная лодка С-56, под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина вышла по маршруту: Владивосток – Петропавловск-Камчатской – Датч-Харбор (США) – Сан-Франциско (США) – Коко-Соло (США) Панамский канал – Гуантанамо (США) – Галифакс (Канада) – Розайт (Шотландия) – Леруик (Шотландия) – Полярный. Переход длился более 5 месяцев - 153 дня, из них 67 дней экипаж провёл непосредственно в море. За это время были пройдены Тихий и Атлантический океаны. В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. Один из боевых походов лодки, а именно пятый, в феврале 1944 года, для С-56 стал самым экстремальным, экипаж чуть было не погиб. Семь кораблей противника преследовали лодку более суток, за это время на подлодку было сброшено более 300 глубинных бомб. Чтобы скрыться из виду, командиром было принято решение об отключении вентиляции: так лодку было невозможно обнаружить по шуму. Когда дышать стало тяжело, подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил. Известь поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут экипаж продержался ещё 6,5 часов. Противник посчитал, что С-56 уничтожена, и ушёл.
За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 10 кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще 4 кораблям. На подводную лодку было сброшено более 3 тысяч глубинных бомб. Всего за время Великой Отечественной войны гитлеровцы 17 раз торжественно объявляли об уничтожении советской подводной лодки С-56. Но каждый раз ошибались.
За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм 5 ноября 1944 года Григорий Иванович Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина. Подводная лодка С-56 23 февраля 1945 года получила звание гвардейской. С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей. Славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.
Г. И. Щедрин командовал подводной лодкой «С-56» до марта 1946 года, затем служил на Балтике. Умер Григорий Иванович в Москве 7 января 1995 года.
9 мая 1975 года легендарная С-56 установлена во Владивостоке на Корабельной набережной как корабль-музей.
Материал подготовили Коломейцев Святослав, Седых Анастасия