Макаров Степан Осипович

Русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал.

Родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 году окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 году произведен в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 года - на Балтийском флоте; во время службы на броненосной лодке "Русалка" исследовал проблемы непотопляемости кораблей.

В 1876 году после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход "Великий князь Константин" для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров; во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов осуществил эту идею и провел ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду.

В 1881 году, командуя пароходом-стационаром "Тамань", провел гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд "Об обмене вод Черного и Средиземного морей" (1885), удостоенный премии Российской АН.

В 1886, командуя корветом "Витязь", совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно - в северной части Тихого океана. Эти работы обобщены в труде "Витязь и Тихий океан".

В 1890 году назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 году главным инспектором морской артиллерии. В 90-х годах изобрел бронебойные наконечники к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 года - командующий эскадрой Средиземного моря.

В 1894-1896 годах совершил второе кругосветное путешествие: в конце 1894 года из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 году перешел с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 году перешел через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию.

В 1896 году командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола "Ермак".

В 1897 году опубликовал капитальный труд ("Рассуждения по вопросам морской тактики"), в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны.

В марте 1899 года на "Ермаке" Макаров перешел из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, а затем совершил поход в Ревель. В июне-августе того же года совершил на "Ермаке" два пробных арктических рейса.

В 1901 году плавал в Баренцевом море в тяжелых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли. С 1899 года главный командир Кронштадтского порта. В труде "Без парусов" разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время.

После начала Русско-японской войны 1904-1905 годов назначен 1 февраля командующим Тихоокеанской эскадры и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине.

В 1913 году в Кронштадте Макарову сооружен памятник (работы Л.В. Шервуда). Имя Макарова носит Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке.

Другие персоны