Павел Андреевич Лазарев
Священник и священномученик, не отказавшийся от веры.
Антоновский священник и священномученик, не отказавшийся от Бога даже под страхом смерти. Не отступал от веры, защищал нуждающихся, давал людям надежду, веру и свет в тяжелые и темные времена.
Павел Андреевич Лазарев родился в 1877 году в городе Колывань на реке Обь в семье простого мещанина. Обучался в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, с 1900 по 1903 год служил фельдшером в первом батальоне Сибирского резервного артиллерийского дивизиона [1].
В 1904 году состоял регентом Никольской церкви при железнодорожной станции в Никольск-Уссурийском (ныне Уссурийск).
В 1908 году женился на Клавдии Николаевне (урожденной Синцовой), было четверо детей: Евгений, Лев, Варвара и Милитина. Перед Павлом встал выбор: продолжать семейное дело вместе с братьями или посвятить себя, свою жизнь чему-то большему. В своем прошении на имя архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольского) Павел Лазарев написал: «Имею непреодолимое влечение к церковному священнослужению…» [2]. Не имея семинарского образования, ему назначают послушание псаломщика в Иннокентьевской церкви с. Многоудобное.
В 1910 году преподает церковное пение и организовывает хор в Южно-Уссурийском Богородице-Рождественском женском монастыре. Успешно сдал перед епархиальной комиссией ставленнический экзамен по девяти предметам (устав, пение, чтение, история церкви и пр.).
22 января 1912 года был рукоположен в сан диакона архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока и определен в Свято-Троицкий храм с. Раковка.
В 1915 году диакон Павел сдал еще пять экзаменов в Духовной консистории, чтобы получить право быть возведенным в сан священника. 1 марта 1915 года был рукоположен в сан священника архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) в домовой Евсевиевской церкви при архиерейском подворье на Седанке вблизи от Владивостока.
В 1918 году он служил штатным священником храма Живоначальной Троицы села Антоновка Приморской области. В воспоминаниях семьи Лазаревых, созданных на основе дневниковых записей супруги отца Павла - Клавдии Николаевны, говорится о размышлениях отца Павла:
«Какая пустая, бесплодная жизнь наша была в городе. Я только сейчас живу полной жизнью, здесь каждый цветок, каждая травка напоминает мне о Боге. Природа так убедительно говорит о величии Творца. Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину Святую, даже идти на страдания; и только выстраданные убеждения могут иметь неотразимую силу примера» [3].
Отец Павел был чистым образцом человеколюбия и глубокой веры: собирал среди прихожан продовольственную помощь для обедневших и развозил ее нуждающимся; обучал детей основам религиозной жизни и Закону Божьему и сам продолжал служить, несмотря на тяжелые для религии времена анархии. В 1919 году в деревне Никитовка (примерно в 10 км. Антоновки) объявились красные партизанские отряды Гурко, Морозова, Алёшечкина, Топоркова, Песецкого под общим командованием А.П. Баранова. Жителей окрестных селений запугали угрозами и жестокими расправами над теми, кто отказывался давать продовольствие на содержание отрядов. Священник Павел оказался одним из тех, кто мешал вооруженным группировкам окончательно подчинить своему влиянию население. В 1919 в канун праздника Пятидесятницы один из жителей села предупредил отца Павла о том, что за ним придут красные партизаны и просил священника скрыться в городе Спасск, однако тот отказался. Ночью его арестовали и отвезли в соседнюю деревню Никитовку, где в помещении начальной школы устроили допрос. Отцу Павлу предложили свободу, но взамен он должен был объявить народу, что всех обманывал, а также прилюдно снять крест и рясу. На это священник твердо заявил, что не откажется от Бога и что готов принять смерть за Христа. Священника расстреляли и оставили медленно умирать в лесу близ Никитовки. В августе этого же года крестьяне села Антоновка нашли тайное место захоронения батюшки, и, выкопав тело, увидели его лицо, совершенно не тронутое тлением[3]. Однако попытка жены отца Павла и прихожан перезахоронить покойного по-христиански была пресечена партизанами, которые после сожгли останки священника. Указом Владивостокского епархиального совета от 31 октября 1919 года № 5712/7448 согласно рапорту священника церкви с. Спасское о. Петра Вотчинского было совершено официальное отпевание и сделана запись в метрической книге. Решением епархиального совета от 12 октября 2018 года имя о. Павла Лазарева внесено в памятный синодик священников, пострадавших за Христа в годину гонений XX века. Священник Павел Лазарев причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года [4].
Источники:
1. РГИА ДВ. Ф. 2414. Оп. 3. Д. 263. ЛЛ. 32-34
2. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 263. Л. 1
3. Лазарев-Миронов Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017.
4. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп .3.Д. 263. Л. 74-74 об.
Другие персоны
Священник и священномученик, не отказавшийся от веры.
Антоновский священник и священномученик, не отказавшийся от Бога даже под страхом смерти. Не отступал от веры, защищал нуждающихся, давал людям надежду, веру и свет в тяжелые и темные времена.
Павел Андреевич Лазарев родился в 1877 году в городе Колывань на реке Обь в семье простого мещанина. Обучался в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, с 1900 по 1903 год служил фельдшером в первом батальоне Сибирского резервного артиллерийского дивизиона [1].
В 1904 году состоял регентом Никольской церкви при железнодорожной станции в Никольск-Уссурийском (ныне Уссурийск).
В 1908 году женился на Клавдии Николаевне (урожденной Синцовой), было четверо детей: Евгений, Лев, Варвара и Милитина. Перед Павлом встал выбор: продолжать семейное дело вместе с братьями или посвятить себя, свою жизнь чему-то большему. В своем прошении на имя архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольского) Павел Лазарев написал: «Имею непреодолимое влечение к церковному священнослужению…» [2]. Не имея семинарского образования, ему назначают послушание псаломщика в Иннокентьевской церкви с. Многоудобное.
В 1910 году преподает церковное пение и организовывает хор в Южно-Уссурийском Богородице-Рождественском женском монастыре. Успешно сдал перед епархиальной комиссией ставленнический экзамен по девяти предметам (устав, пение, чтение, история церкви и пр.).
22 января 1912 года был рукоположен в сан диакона архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока и определен в Свято-Троицкий храм с. Раковка.
В 1915 году диакон Павел сдал еще пять экзаменов в Духовной консистории, чтобы получить право быть возведенным в сан священника. 1 марта 1915 года был рукоположен в сан священника архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) в домовой Евсевиевской церкви при архиерейском подворье на Седанке вблизи от Владивостока.
В 1918 году он служил штатным священником храма Живоначальной Троицы села Антоновка Приморской области. В воспоминаниях семьи Лазаревых, созданных на основе дневниковых записей супруги отца Павла - Клавдии Николаевны, говорится о размышлениях отца Павла:
«Какая пустая, бесплодная жизнь наша была в городе. Я только сейчас живу полной жизнью, здесь каждый цветок, каждая травка напоминает мне о Боге. Природа так убедительно говорит о величии Творца. Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину Святую, даже идти на страдания; и только выстраданные убеждения могут иметь неотразимую силу примера» [3].
Отец Павел был чистым образцом человеколюбия и глубокой веры: собирал среди прихожан продовольственную помощь для обедневших и развозил ее нуждающимся; обучал детей основам религиозной жизни и Закону Божьему и сам продолжал служить, несмотря на тяжелые для религии времена анархии. В 1919 году в деревне Никитовка (примерно в 10 км. Антоновки) объявились красные партизанские отряды Гурко, Морозова, Алёшечкина, Топоркова, Песецкого под общим командованием А.П. Баранова. Жителей окрестных селений запугали угрозами и жестокими расправами над теми, кто отказывался давать продовольствие на содержание отрядов. Священник Павел оказался одним из тех, кто мешал вооруженным группировкам окончательно подчинить своему влиянию население. В 1919 в канун праздника Пятидесятницы один из жителей села предупредил отца Павла о том, что за ним придут красные партизаны и просил священника скрыться в городе Спасск, однако тот отказался. Ночью его арестовали и отвезли в соседнюю деревню Никитовку, где в помещении начальной школы устроили допрос. Отцу Павлу предложили свободу, но взамен он должен был объявить народу, что всех обманывал, а также прилюдно снять крест и рясу. На это священник твердо заявил, что не откажется от Бога и что готов принять смерть за Христа. Священника расстреляли и оставили медленно умирать в лесу близ Никитовки. В августе этого же года крестьяне села Антоновка нашли тайное место захоронения батюшки, и, выкопав тело, увидели его лицо, совершенно не тронутое тлением[3]. Однако попытка жены отца Павла и прихожан перезахоронить покойного по-христиански была пресечена партизанами, которые после сожгли останки священника. Указом Владивостокского епархиального совета от 31 октября 1919 года № 5712/7448 согласно рапорту священника церкви с. Спасское о. Петра Вотчинского было совершено официальное отпевание и сделана запись в метрической книге. Решением епархиального совета от 12 октября 2018 года имя о. Павла Лазарева внесено в памятный синодик священников, пострадавших за Христа в годину гонений XX века. Священник Павел Лазарев причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года [4].
Источники:
1. РГИА ДВ. Ф. 2414. Оп. 3. Д. 263. ЛЛ. 32-34
2. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 263. Л. 1
3. Лазарев-Миронов Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017.
4. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп .3.Д. 263. Л. 74-74 об.