Путятин Е.В.
Русский государственный деятель, адмирал, искусный дипломат, кругосветный мореплаватель, исследователь Японского моря
Евфимий Васильевич Путятин родился в семье моряка, 17 ноября 1803 г. в родовой усадьбе в Новгородской губернии. Его дед и ближайшие родственники также служили на флоте.
По семейной традиции в 13 лет стал гардемарином, обучался в Морском кадетском корпусе. Учился отлично. В 16 лет произведен в мичманы. Совершил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер». Это путешествие длилось три года.
По возвращению на родину был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. В 1826 г. в возрасте 20 лет под командованием М.П. Лазарева совершил переход из Архангельска в Кронштадт на линейном корабле «Азов» и на этом же корабле в составе эскадры, возглавляемой Сенявиным, был направлен в Средиземное море, где участвовал в Наваринском сражении.
В 28 лет произведен в лейтенанты. Участвовал в боевых действиях в Средиземном и Черном морях. Евфимий Васильевич Путятин очень быстро продвигался по службе.
В 1838 г. произведен в капитаны 2-го ранга, через год – в капитаны 1-го ранга. В 1842 г. произведен в контр-адмиралы и направлен в свою первую дипломатическую командировку – в Иран (Персию). Итогом этой командировки явилось установление регулярного морского сообщения на Каспийском море, отмена ограничений в торговле. В последующие годы Путятин выполнял дипломатические поручения в Англии, Турции, Египте.
Во второй половине XIX века деятельность Путятина Е.В. переносится на Дальний Восток. В 1852 фрегат «Паллада» направляется к восточным берегам российского государства с целью заключения торговых договоров с Китаем и Японией. Параллельно экспедиция Путятина проводила опись берегов Кореи, залива Петра Великого. Был открыт и нанесен на карту залив Посьета. Первый этап переговоров с Японией был неудачным.
Фрегат «Палладу» направляют в Императорскую гавань на зимовку. Япония, «страна восходящего солнца», более двух веков существовала в полной изоляции от других стран, от всего мира. В 50-е годы ХIХ века неизбежно возникала потребность устанавливать контакты с соседними странами. Именно в этот период Евфимий Васильевич проявил свои блестящие дипломатические способности, завоевал симпатии японских правителей, поначалу очень настороженно относящихся ко всем чужеземцам; он сумел покорить их своим дружелюбным, внимательным, уважительным отношением. Японцы отметили миролюбивое и тактичное поведение русского представителя, резко отличавшееся от надменного и вызывающего поведения англичан и американцев.
4 августа 1854 г. Путятин Е.В. вместе со своим штабом переходит с «Паллады» на фрегат «Диану» и на нем приходит в Японию для возобновления переговоров. Порт Хакодате был местом стоянки фрегата.
Кстати, весной этого же года к японским берегам подошла эскадра американских кораблей. Под жерлами своих пушек американцы принудили японских правителей подписать договор «о мире и дружбе». Фрегат «Диана», следовавший с дипломатической миссией Путятина, взял курс на залив Симода, который был открыт для иностранных судов. Последующие события – шторм, а затем и цунами, возникшее в результате подводного землетрясения, обрушившееся на японские берега, оставили русских моряков без судна – фрегат «Диана» затонул на большой глубине.
К счастью, обошлось без жертв: Евфимий Васильевич заблаговременно эвакуировал весь экипаж на берег. Сразу после потери «Дианы» в бухте Хэда началось строительство нового корабля. В постройке участвовали сто пятьдесят японцев-разнорабочих и сорок корабельных плотников. Шхуна, получившая название «Хэда», стала первым парусным судном европейской конструкции, построенным в Японии. Она была готова уже спустя три месяца после закладки, в апреле 1855. Для японцев это была настоящая школа кораблестроения, так как они не имели опыта строительства больших кораблей.
Трагедия фрегата «Дианы» стала для них поистине счастливым случаем, дававшим возможность на опыте изучить основы строительства кораблей. За всеми действиями русских моряков японцы следили с огромным вниманием и все записывали. Пока шли работы по строительству судна, Путятин продолжал вести переговоры с японскими правителями.
И в 1855 году был подписан дипломатический и торговый трактаты между Россией и Японией. Это был первый договор с Японией, заключенный в Симоде, по которому нашим судам были открыты три порта: Симода, Хакодате и Нагасаки. Были точно обозначены границы обоих государств и положено начало правильным торговым сношениям; установлена взаимная обязанность оказывать содействие подданным обоих государств, как на материке, так и в море, в случае кораблекрушения.
После удачно завершенной дипломатической миссии Путятин Е.В. на шхуне «Хэда» направился в Николаевск-на-Амуре, а затем через Сибирь вернулся в Санкт-Петербург. За высокие государственные заслуги он был возведен в графское достоинство, был удостоен «орденом Белого орла».
Через два года Путятин Е.В. был откомандирован в Китай. Во время этого плавания участвовал в открытии залива Владимира и обследовании залива Ольги. Результатом переговоров с китайской стороной явился Тяньцзинский договор (1858г.), предоставивший России право свободно посещать внутренние провинции Китая и китайские порты, а также вести «морскую торговлю».
7 августа 1858 г. Путятин добился подписания с Японией нового, более благоприятного для России, договора о торговле и мореплавании. По возвращению в этом же году Путятин был произведен в адмиралы, избран почетным членом Императорского русского Географического общества.
В течение трех лет – 1859-1861 гг. он состоял военно-морским агентом в Лондоне. На этом морская служба адмирала закончилась.
Непродолжительное время (с июня по декабрь 1861 г.) состоял на службе министром народного просвещения. Император, уважая заслуги опытного моряка и дипломата, назначает его членом Государственного Совета.
В 1872 году он становится полным кавалером ордена Св. Владимира. А в 1881 году Путятин Е.В. становится одним из первых среди иностранцев, кто награждается японским орденом Восходящего солнца 1-й степени.
15 мая 1883 года старый адмирал получил свою последнюю награду – орден Андрея Первозванного, являющийся высшим орденом Российской империи.
Адмирал, граф Евфимий Васильевич Путятин скончался в Париже 16 октября 1883 года в возрасте 80 лет. По оставленному завещанию тело покойного адмирала было доставлено по железной дороге в Киев и со всеми почестями 1 ноября предано земле в Киево-Печерской лавре, где прежде была похоронена его супруга. Адмирал Путятин в отечественной истории фигура очень яркая и во многом примечательная.
Его имя навсегда осталось на географических картах – поселок Путятин на острове Путятина в заливе Петра Великого, мыс Путятина в бухте Провидения, мыс Путятина в заливе Советская Гавань.
Другие персоны
Русский государственный деятель, адмирал, искусный дипломат, кругосветный мореплаватель, исследователь Японского моря
Евфимий Васильевич Путятин родился в семье моряка, 17 ноября 1803 г. в родовой усадьбе в Новгородской губернии. Его дед и ближайшие родственники также служили на флоте.
По семейной традиции в 13 лет стал гардемарином, обучался в Морском кадетском корпусе. Учился отлично. В 16 лет произведен в мичманы. Совершил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер». Это путешествие длилось три года.
По возвращению на родину был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. В 1826 г. в возрасте 20 лет под командованием М.П. Лазарева совершил переход из Архангельска в Кронштадт на линейном корабле «Азов» и на этом же корабле в составе эскадры, возглавляемой Сенявиным, был направлен в Средиземное море, где участвовал в Наваринском сражении.
В 28 лет произведен в лейтенанты. Участвовал в боевых действиях в Средиземном и Черном морях. Евфимий Васильевич Путятин очень быстро продвигался по службе.
В 1838 г. произведен в капитаны 2-го ранга, через год – в капитаны 1-го ранга. В 1842 г. произведен в контр-адмиралы и направлен в свою первую дипломатическую командировку – в Иран (Персию). Итогом этой командировки явилось установление регулярного морского сообщения на Каспийском море, отмена ограничений в торговле. В последующие годы Путятин выполнял дипломатические поручения в Англии, Турции, Египте.
Во второй половине XIX века деятельность Путятина Е.В. переносится на Дальний Восток. В 1852 фрегат «Паллада» направляется к восточным берегам российского государства с целью заключения торговых договоров с Китаем и Японией. Параллельно экспедиция Путятина проводила опись берегов Кореи, залива Петра Великого. Был открыт и нанесен на карту залив Посьета. Первый этап переговоров с Японией был неудачным.
Фрегат «Палладу» направляют в Императорскую гавань на зимовку. Япония, «страна восходящего солнца», более двух веков существовала в полной изоляции от других стран, от всего мира. В 50-е годы ХIХ века неизбежно возникала потребность устанавливать контакты с соседними странами. Именно в этот период Евфимий Васильевич проявил свои блестящие дипломатические способности, завоевал симпатии японских правителей, поначалу очень настороженно относящихся ко всем чужеземцам; он сумел покорить их своим дружелюбным, внимательным, уважительным отношением. Японцы отметили миролюбивое и тактичное поведение русского представителя, резко отличавшееся от надменного и вызывающего поведения англичан и американцев.
4 августа 1854 г. Путятин Е.В. вместе со своим штабом переходит с «Паллады» на фрегат «Диану» и на нем приходит в Японию для возобновления переговоров. Порт Хакодате был местом стоянки фрегата.
Кстати, весной этого же года к японским берегам подошла эскадра американских кораблей. Под жерлами своих пушек американцы принудили японских правителей подписать договор «о мире и дружбе». Фрегат «Диана», следовавший с дипломатической миссией Путятина, взял курс на залив Симода, который был открыт для иностранных судов. Последующие события – шторм, а затем и цунами, возникшее в результате подводного землетрясения, обрушившееся на японские берега, оставили русских моряков без судна – фрегат «Диана» затонул на большой глубине.
К счастью, обошлось без жертв: Евфимий Васильевич заблаговременно эвакуировал весь экипаж на берег. Сразу после потери «Дианы» в бухте Хэда началось строительство нового корабля. В постройке участвовали сто пятьдесят японцев-разнорабочих и сорок корабельных плотников. Шхуна, получившая название «Хэда», стала первым парусным судном европейской конструкции, построенным в Японии. Она была готова уже спустя три месяца после закладки, в апреле 1855. Для японцев это была настоящая школа кораблестроения, так как они не имели опыта строительства больших кораблей.
Трагедия фрегата «Дианы» стала для них поистине счастливым случаем, дававшим возможность на опыте изучить основы строительства кораблей. За всеми действиями русских моряков японцы следили с огромным вниманием и все записывали. Пока шли работы по строительству судна, Путятин продолжал вести переговоры с японскими правителями.
И в 1855 году был подписан дипломатический и торговый трактаты между Россией и Японией. Это был первый договор с Японией, заключенный в Симоде, по которому нашим судам были открыты три порта: Симода, Хакодате и Нагасаки. Были точно обозначены границы обоих государств и положено начало правильным торговым сношениям; установлена взаимная обязанность оказывать содействие подданным обоих государств, как на материке, так и в море, в случае кораблекрушения.
После удачно завершенной дипломатической миссии Путятин Е.В. на шхуне «Хэда» направился в Николаевск-на-Амуре, а затем через Сибирь вернулся в Санкт-Петербург. За высокие государственные заслуги он был возведен в графское достоинство, был удостоен «орденом Белого орла».
Через два года Путятин Е.В. был откомандирован в Китай. Во время этого плавания участвовал в открытии залива Владимира и обследовании залива Ольги. Результатом переговоров с китайской стороной явился Тяньцзинский договор (1858г.), предоставивший России право свободно посещать внутренние провинции Китая и китайские порты, а также вести «морскую торговлю».
7 августа 1858 г. Путятин добился подписания с Японией нового, более благоприятного для России, договора о торговле и мореплавании. По возвращению в этом же году Путятин был произведен в адмиралы, избран почетным членом Императорского русского Географического общества.
В течение трех лет – 1859-1861 гг. он состоял военно-морским агентом в Лондоне. На этом морская служба адмирала закончилась.
Непродолжительное время (с июня по декабрь 1861 г.) состоял на службе министром народного просвещения. Император, уважая заслуги опытного моряка и дипломата, назначает его членом Государственного Совета.
В 1872 году он становится полным кавалером ордена Св. Владимира. А в 1881 году Путятин Е.В. становится одним из первых среди иностранцев, кто награждается японским орденом Восходящего солнца 1-й степени.
15 мая 1883 года старый адмирал получил свою последнюю награду – орден Андрея Первозванного, являющийся высшим орденом Российской империи.
Адмирал, граф Евфимий Васильевич Путятин скончался в Париже 16 октября 1883 года в возрасте 80 лет. По оставленному завещанию тело покойного адмирала было доставлено по железной дороге в Киев и со всеми почестями 1 ноября предано земле в Киево-Печерской лавре, где прежде была похоронена его супруга. Адмирал Путятин в отечественной истории фигура очень яркая и во многом примечательная.
Его имя навсегда осталось на географических картах – поселок Путятин на острове Путятина в заливе Петра Великого, мыс Путятина в бухте Провидения, мыс Путятина в заливе Советская Гавань.