«Букет белых хризантем» - статья, представленная в режиме онлайн осенью 2020 года, посвященная памяти Владимира Клавдиевича Арсеньева и столетию со дня рождения его дочери Натальи Владимировны. Букет хризантем положил на могилу дочери Арсеньева в Благовещенске губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко и пообещал поставить ей достойный памятник. Свое обещание он выполнил.
Сюжет получил дальнейшее развитие в текущем году: во Владивостоке появились два арт-объекта, касающиеся дорогих Владимиру Клавдиевичу дочери и жены, чьи горькие судьбы достаточно широко освещены в печати и в интернете. Но в данных объектах запечатлены самые счастливые мгновения жизни Наташи Арсеньевой и ее матери Маргариты. Первая, по существу, воссоединилась с любимым отцом, став фрагментом памятника, открытого 9 сентября. В 10 лет она осталась без родителя. И это первое десятилетие было самым счастливым и благополучным в жизни Натальи Владимировны. Памятник сохранил Наташу Арсеньеву на пороге этого рубежа. Как известно, став ее отцом в 48 лет, Владимир Клавдиевич очень переживал, что может не успеть вырастить «ненаглядную Наташку». Безупречен выбор места для данного памятника – в двух шагах от дома (ныне улица Петра Великого,2), куда привел Арсеньев свою молодую жену и где провела первые годы своей жизни их дочь. Сюда же Владимир Клавдиевич принес из типографии свою первую книгу – «По Уссурийскому краю (Дерсу Узала). Путешествие в горную страну Сихотэ-Алинь». Скульптурная группа размещена в сквере между зданиями Общества изучения Амурского края, к которому писатель имел непосредственное отношение, и филиала Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока, который с 1945 года носит имя Арсеньева. Автором памятника стал московский скульптор Андрей Ковальчук.
Второй из рассматриваемых объектов менее известен и не так долговечен, как первый. Он из разряда граффити - это произведение уличного искусства, размещенное на стыке Алеутской и Семеновской улиц, посвящено Маргарите Арсеньевой, личность которой окутана легендами. Одна из этих легенд, впервые прозвучавшая как версия в докладе на Арсеньевских чтениях, и стала темой настенной росписи. Суть состояла в утверждении, что «наша» Маргарита послужила прототипом главной героини знаменитого романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Вдова В. К. Арсеньева в начале 1931 года в Москве познакомилась с писателем Булгаковым. После этого он заново начал писать роман и ввел в него любовную линию, которой прежде не было. Московская художница Наталья Денисова, выполняя этим августом во Владивостоке роспись в рамках городского проекта «Метацентры», изобразила Маргариту Арсеньеву «в роли» Маргариты Михаила Булгакова. Она держит в руках баночку с волшебным кремом, памятным всем читавшим роман. За спиной Маргариты пышное облако желтой мимозы. Жена Арсеньева, по воспоминаниям современников, обожала желтые цветы… Уникальность росписи в том, что с наступлением темноты на ней проявляются изображения, которых нет днём. Это – Булгаков! Маргариту видят все следующие вдоль сегодняшней Алеутской улицы. На этой же улице (тогда улице 25-го Октября, 44) завершилось земное существование вдовы Арсеньева. 21 августа 1938 года в Управлении НКВД по Приморской области после 10 -минутного совещания был вынесен приговор: расстрел. Он был немедленно приведен в исполнение во дворе этого же здания. Маргарите Николаевне Арсеньевой было 46 лет. У нее нет могилы. Некуда положить букет белых хризантем. Эти цветы во многих странах Европы символизируют скорбь и утрату, их приносят на кладбища. В Японии же белым хризантемам предписывают не грустное значение, а бессмертие. Маргарита вернулась!..
Материал подготовила Лариса Ревуцкая, зав. сектором читального зала библиотеки имени Н. Н. Муравьева – Амурского.
Фото автора - 20 октября 2022 года.
Основное изображение - В дворике музея на Петра Великого открылся памятник Владимиру Арсеньеву (ФОТО) – Новости Владивостока на VL.ru (newsvl.ru)