Бухта "Золотой Рог"

Бухта Золотой Рог оставила неизгладимые впечатления на В.К. Арсеньева и ее описания встречаются в его сочинениях 

 

В далекие времена бухта «Золотой Рог» имела китайское название Хайшэньвай, что в переводе с китайского языка означает «Бухта трепангов».

В 1859 году Н.Н. Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил внимание на хорошо укрытую бухту. Генерал-губернатор предложил назвать её Золотым Рогом и приказал основать на берегах бухты военный пост с именем – Владивосток [1]. 

Владимир Клавдиевич Арсеньев прибыл во Владивосток 5 августа 1900 года.

«Владивосток в это время представлял собой небольшой город, с немощёными улицами и большей частью деревянными тротуарами. В районе Гнилого Угла (юго- восточная часть города) было болото, а за ним начинался лес. Туда охотники ездили бить оленей и диких косуль. На Первой речке, ныне застроенной каменными домами: еще водились кабаны и изредка заходил тигр. Русский остров был покрыт первобытным лесом. На нем было множество диких косуль, пятнистых оленей, одичалых лошадей и быков. Воинские части города представляли собой колонистов. Они сами строили себе казармы, устраивали огороды, рубили дрова, ловили рыбу и пр. Подрядчики, снабжавшие батальоны продовольствием и топливом, появились позже. Как сухопутные, так и морские военные чины проводили жизнь праздно... Вино, и картежная игра процветали. Это объяснялось отдаленностью Уссурийского края и изолированностью его от культурных центров России. Журналы и газеты приходили не все... терялись в дороге... " [2].

Несмотря ни на что, он полюбил город и описывал красоту бухты Золотой Рог в своей книге «Сквозь тайгу». Но любимым местом для Владимира Клавдиевича стала бухта Тихая.

В 1926-27 годах его посылают в специальные экспедиции по маршруту г. Хабаровск – Советская Гавань, «с целью выяснить, что представляют собой в колонизационном отношении местности, тяготеющие к проектируемой железной дороге. На эту экспедицию было ассигновано 12 000 рублей, и выступление ее предполагалось ранней весной, как только спадут снега и вскроются реки» [3].

«1 июня я закончил последние формальности, подал телеграммы и в три часа дня взошел на пароход «Син-пин-ган». Когда окончилась погрузка лошадей для геологической экспедиции, направляющейся на остров Сахалин, были уже полные сумерки. Накрапывал дождь... В 9 часов вечера «Син-пин-ган» снялся с якоря и вышел в море.

Несмотря на ненастье, пассажиры еще долго находились на палубе и любовались Владивостоком, который при вечернем освещении действительно имел эффектный вид. Дома города, расположенные по склонам гор, взбирались до самых вершин, отчего все сопки казались иллюминованными. Множество огней как бы повисло в воздухе; они расходились, перемещались, сливались вместе и все разом отражались в черной воде.

Когда «Син-пин-ган» вышел из бухты Золотой Рог, красивая панорама исчезла и пароход очутился в непроницаемой тьме. На небе не видно было ни звезд, ни луны; шел мелкий дождь. При слабом свете, который вырывался из иллюминаторов и люков, виднелись иногда темные силуэты матросов, проходивших по мокрой палубе, и вахтенный начальник на капитанском мостике. Утомленный за день, я спустился в свою каюту и постарался забыться сном.

На пароходе было людно и тесно, а в каютах душно. Поэтому, как только стало светать, я оделся и вышел на палубу.

Первое, что мне бросилось в глаза, были чистое, безоблачное небо и широкая гладь спокойного моря. «Син-пин-ган» шел вдоль берега, держа курс к северо-востоку. Я сел на скамейку и стал любоваться картиной, которая развертывалась подобно длинной панораме. Вдали виднелись задернутые дымкой зубчатые кряжи гор, прорезанные узкими долинами. К востоку от них тянулись длинные отроги, падающие в море отвесными скалами. Это типичный «продольный» берег, который тянется на многие сотни километров в направлении от юго-юго-запада к северо-северо-востоку. Читателю, быть может, интересно узнать, что надо понимать под этим названием. Продольный берег тянется параллельно горным складкам, которые в тех местах, где они близко подходят к морю, отмыты вдоль оси своего простирания, вследствие чего здесь совершенно отсутствуют какие бы то ни было бухты и заливы. Вот почему к северу от мыса Мосолова высадка на берег весьма затруднительна, в особенности в летнее время, когда ветер дует с моря и создает сильный прибой.

Многочисленные мысы, стойко выдерживающие натиск волн, образовали тип берега, который в географии принято называть «кулисный». И действительно, словно кулисы в театре, они выдвигаются вперед один за другим. Первый мыс виден ясно, отчетливо, второй слегка затянут синеватой дымкой, следующий виден еще слабее, а дальше они совсем тонут во мгле и кажутся повисшими в воздухе и как бы отделившимися от воды. Неопытный мореплаватель может подумать, что между двумя мысами есть бухта, где судно могло бы найти укрытие от непогоды. На самом деле это лишь небольшой выгиб скалистого и высокого берега, иногда даже лишенного намывной полосы прибоя.

От мыса Песчаного берег Уссурийского края делает поворот к северу и дальше идет в меридиональном направлении. Таким образом, часть побережья, прилегающая к означенному мысу, является местом, где пересекаются две тектонические линии. Вот почему поблизости образовалась глубокая впадина, именуемая Советской Гаванью; вот почему здесь чаще всего бывают землетрясения, о которых сохранилось много интересных рассказов» [3] (из книги «Сквозь тайгу». Глава 1. Сборы и отъезд).

1.Владивосток, Геннадий Турмов – скачать книгу fb2, epub, pdf на ЛитРес (litres.ru)

2."Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5 | Русское географическое общество (rgo.ru)

3. Вики - Сквозь тайгу - Глава 1, Сборы и отъезд (marshruty.ru)

 

Основное изображение - Владивосток с высоты: русский Сан-Франциско | ФОТО НОВОСТИ (loveopium.ru)

 

 

 

 

 

Читайте так же