Скала Дерсу Узала

В поселке Кавалерово находится скала, возле которой, по легенде местных жителей, произошла встреча В.К. Арсеньева с его верным спутников и другом Дерсу Узала

По легенде в августе 1906 года В.К. Арсеньев и Дерсу Узала встретились возле скалы, которая сегодня считается символом Кавалеровского района. 

По мнению краеведов, эта встреча произошла далеко от этого места, но местные жители очень чтят память об Арсеньеве и в сентябре 1996 года установили памятник – фигуру Владимира Клавдиевича и его проводника – Дерсу Узала. На склонах скалы находили много керамики – вероятно, на протяжении столетий она была культовым центром многих племен и народов, населявших эту долину [1]. Как описывает сам В.К. Арсеньев, встреча с Дерсу произошла вечером, в темное время суток. Сначала Владимир Клавдиевич и его соратник испугались шума в лесу, но быстро поняли, что коренной житель тайги не принесет им вреда. После знакомства, на следующее утро, Дерсу дал свое согласие на участие в экспедициях.

«От жара, подымавшегося вместе с дымом кверху, качались ветки старой ели, у подножия которой мы расположились, и то закрывали, то открывали темное небо, усеянное звездами. Стволы деревьев казались длинной колоннадой, уходившей в глубь леса и незаметно сливавшейся там с ночным мраком. Вдруг лошади подняли головы и насторожили уши, потом они успокоились и опять стали дремать. Сначала мы не обратили на это особого внимания и продолжали разговаривать. Прошло несколько минут. Я что-то спросил Олентьева и, не получив ответа, повернулся в его сторону. Он стоял на ногах в выжидательной позе и, заслонив рукой свет костра, смотрел куда-то в сторону.

- Что случилось? - спросил я его.

- Кто-то спускается с горы, - отвечал он шепотом. Мы оба стали прислушиваться, но кругом было тихо, так тихо, как только бывает в лесу в холодную осеннюю ночь. Вдруг сверху посыпались мелкие камни.

- Это, вероятно, медведь, - сказал Олентьев и стал заряжать винтовку.

- Стреляй не надо! Моя люди!.. - послышался из темноты голос, и через несколько минут к нашему огню подошел человек. Одет он был в куртку из выделанной оленьей кожи и такие же штаны. На голове у него была какая-то повязка, на ногах унты, за спиной большая котомка, а в руках сошки и старая длинная берданка.

- Здравствуй, капитан, - сказал пришедший, обратясь ко мне. Затем он поставил к дереву свою винтовку, снял со спины котомку и, обтерев потное лицо рукавом рубашки, подсел к огню. Теперь я мог хорошо его рассмотреть. На вид ему было лет сорок пять. Это был человек невысокого роста, коренастый и, видимо, обладавший достаточной физической силой. Грудь у него была выпуклая, руки - крепкие, мускулистые, ноги немного кривые. Загорелое лицо его было типично для туземцев: выдающиеся скулы, маленький нос, глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. Небольшие русые усы окаймляли его верхнюю губу, и рыжеватая бородка украшала подбородок. Но всего замечательнее были его глаза. Темно-серые, а не карие, они смотрели спокойно и немного наивно. В них сквозили решительность, прямота характера и добродушие. Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его. Он достал из-за пазухи кисет с табаком, набил им свою трубку и молча стал курить. Не расспрашивая его, кто он и откуда, я предложил ему поесть. Так принято делать в тайге.

- Спасибо, капитан, - сказал он. - Моя шибко хочу кушай, моя сегодня кушай нету. Пока он ел, я продолжал его рассматривать. У его пояса висел охотничий нож. Очевидно, это был охотник. Руки его были загрубелые, исцарапанные. Такие же, но еще более глубокие царапины лежали на лице: одна на лбу, а другая на щеке около уха. Незнакомец снял повязку, и я увидел, что голова его покрыта густыми русыми волосами; они росли в беспорядке и свешивались по сторонам длинными прядями. Наш гость был из молчаливых. Наконец Олентьев не выдержал и спросил пришельца прямо:

- Ты кто будешь?

- Моя гольд, - ответил он коротко.

- Ты, должно быть, охотник? - спросили его опять.

- Да, - отвечал он. - Моя постоянно охота ходи, другой работы нету, рыба лови понимай тоже нету, только один охота понимай.

- А где ты живешь? - продолжал допрашивать его Олентьев.

- Моя дома нету. Моя постоянно сопка живи. Огонь клади, палатка делай - спи. Постоянно охота ходи, как дома живи? Потом он рассказал, что сегодня охотился за изюбрами, ранил одну матку, но слабо. Идя по подранку, он наткнулся на наши следы. Они завели его в овраг. Когда стемнело, он увидел огонь и пошел прямо на него.

- Моя тихонько ходи, - говорил он. - Думай, какой люди далеко сопках ходи? Посмотри - капитан есть, казак есть. Моя тогда прямо ходи.

- Тебя как зовут? - спросил я незнакомца.

- Дерсу Узала, - отвечал он.

Меня заинтересовал этот человек. Что-то в нем было особенное, оригинальное. Говорил он просто, тихо, держал себя скромно, не заискивающе. Мы разговорились. Он долго рассказывал мне про свою жизнь, и чем больше он говорил, тем становился симпатичнее. Я видел перед собой первобытного охотника, который всю свою жизнь прожил в тайге и чужд был тех пороков, которые вместе с собой несет городская цивилизация. Из его слов я узнал, что средства к жизни он добывал ружьем и потом выменивал предметы своей охоты на табак, свинец и порох и что винтовка ему досталась в наследие от отца. Потом он рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома, он вечно жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты. Первые проблески его детских воспоминаний были: река, шалаш, огонь, отец, мать и сестренка.

- Все давно помирай, - закончил он свой рассказ и задумался. Он помолчал немного и продолжал снова:

- У меня раньше тоже жена была, сын и девчонка. Оспа все люди кончай. Теперь моя один остался... Лицо его стало грустным от переживаемых воспоминаний. Я пробовал было его утешить, но что были мои утешения для этого одинокого человека, у которого смерть отняла семью, это единственное утешение в старости? Он ничего мне не отвечал и только еще более поник головой. Хотелось мне как-нибудь выразить ему свое сочувствие, что-нибудь для него сделать, и я не знал, что именно. Наконец я надумал: я предложил ему обменять его старое ружье на новое, но он отказался, сказав, что берданка ему дорога как память об отце, что он к ней привык и что она бьет очень хорошо. Он потянулся к дереву, взял свое ружье и стал гладить рукой по ложу. Звезды на небе переместились и показывали далеко за полночь. Часы летели за часами, а мы все сидели у костра и разговаривали. Говорил больше Дерсу, а я его слушал, и слушал с удовольствием. Он рассказывал мне про свою охоту, про то, как раз он попал в плен к хунхузам, но убежал от них. Рассказывал про свои встречи с тиграми, говорил о том, что стрелять их нельзя, потому что это боги, охраняющие женьшень от человека, говорил о злых духах, о наводнениях и т. д. Один раз на него напал тигр и сильно изранил. Жена искала его несколько дней подряд и по следам нашла, обессиленного от потери крови. Пока он болел, она ходила на охоту. Потом я стал его расспрашивать о том месте, где мы находимся. Он сказал, что это истоки реки Лефу и что завтра мы дойдем до первого жилища звероловов. Один из спящих стрелков проснулся, удивленно посмотрел на нас обоих, пробормотал что-то про себя и заснул снова.

На земле и на небе было еще темно, только в той стороне, откуда подымались все новые звезды, чувствовалось приближение рассвета. На землю пала обильная роса - верный признак, что завтра будет хорошая погода. Кругом царила торжественная тишина. Казалось, природа отдыхала тоже. Через час восток начал алеть. Я посмотрел на часы, было шесть часов утра. Пора было будить очередного артельщика. Я стал трясти его за плечо. Стрелок сел и начал потягиваться. Яркий свет костра резал ему глаза - он морщился. Затем, увидев Дерсу, проговорил, усмехнувшись:

- Вот диво, человек какой-то!.. - и начал обуваться.

Небо из черного сделалось синим, а потом серым, мутным. Ночные тени стали жаться в кусты и овраги. Вскоре бивак наш опять ожил; заговорили люди, очнулись от оцепенения лошади, заверещала в стороне пищуха, ниже по оврагу ей стала вторить другая; послышался крик дятла и трещоточная музыка желны. Тайга просыпалась» [2].

(Из книги В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю». Встреча с Дерсу)

1. Скала Дерсу Узала // Символика. Памятники природы Кавалеровского района (pgpb.ru)

2. Глава 2. Встреча с Дерсу // Электронная библиотека По Уссурийскому краю (Дерсу Узала) - Арсеньев В. :: Режим чтения (royallib.com) 

Основное изображение - Памятники природы Кавалеровского района. «Памятники природы Кавалеровского района». 2021, Кавалеровский район — дата и место проведения, программа мероприятия. (culture.ru)

Читайте так же